30/11/2021
-1 0 +1

Пожар | Feu de brousse



Да, ребята, случилось. Наши соседи таки доигрались с огнем. Причиной пожара стало именно то, что мы нещадно искореняем с самого первого дня - яма для производства древесного угля.

Было так: я находился в доме, вдруг слышу крики на улице. Работники мои кричат. Вышел посмотреть и увидел то, что снято на заглавной фотографии.

Немедленно завел машину и помчался туда.


2. То что я обнаружил, не радовало совсем.


3. Саженец гвоздики.


4. Как я уже написал выше, пожар начался из-за непогашенного угля и резкой смены направления ветра. Бывает такое - 350 дней в году дует в одну сторону, а в остальные дни куда захочет.


5. Все мои работяги и жители ближайших хуторков сбежались на помощь.


6. Я их подбадривал выстрелами из пистолета и трехэтажным русским матом.


7. Некоторые такого напряжения не выдержали и убежали. На воре шапка горит? Так потом и оказалось.


8. Но основная масса продолжала героически сражаться.


9. Ветер шквальный, дождей не было уже полтора месяца и все сухое, аж трещит. Но огонь мы все же остановили. На самой границе плантации. То есть, там тоже наша земля, но почти пустая. Так называемый противопожарный буфер и экспериментальные делянки (типа павловнии).


В самый последний момент, когда я уже махнул на все рукой, ветер внезапно РЕЗКО поменял направление и огонь ушел в другую сторону. Пожар остановился прямо на границе нашей главной плантации. Страшно представить, что было бы, если бы этого чуда не произошло.

Думаю, что вы бы мне не поверили, если бы не этот фотодокумент:


Ниже последствия:

10. Совсем без "жертв" не обошлось. На снимке гвоздика. Ей полгода примерно.


11. Так же очень жалко птиц. На этом поле у нас гнездилась большая стая местных перепелок. Взрослые конечно улетели, но яйца и птенцы того...


12. Еще утром это было деревом.


13. Обугленная корица.


14.


15. Ветер очень сильный.


16. Это все наши поля. До самого горизонта. Дальше, за холмами Индийский океан.


17. Пошел искать причину. И нашел. Рядом с этими палками находится угольная яма. Когда ветер сменился, то аборигены начали пытаться уголь засыпать песком и потушить. Часть палок вытащили, чтобы они не загорелись и бросили метрах в пяти от ямы, а сами продолжили забрасывать горящий уголь (куба три примерно) землей. А то что эти палки тоже тлеют, аборигены по запарке не заметили.


Ну а дальше все просто: сильный ветер + много высокой сухой травы рядом = неконтролируемый пожар.

18. Круглые кочки это саженцы корицы. Мы их сажали семенами. Почти все проросло.


19. Вот она по центру.


20. Этой коричке месяца четыре (из семечки). Всего таких было посажено тысячи три. В итоге сгорело все. Одно утешает - за семена мы не платили. У себя насобирали. Так что попали только на время и работу.


21. Годовалая корица. Вроде выжила. Точный ущерб пока непонятен.


22. Аборигены из-за пожара сменили тропинку и идут через нашу землю. Плохое время они выбрали. Я "немного не в духе", с пистолетом и двумя "милыми" собачками.


23. Примерно 50 свежепосаженных кофейных деревьев. Штук триста павловнии. Очень жаль. Тут хорошо видно, что пожар мы остановили прямо на границе. Еще раз говорю, что в лес (где основные посадки) огонь не зашел.


24. Гарантировано обезопасив плантацию, засыпав песком все возможные опасные места и убедившись, что гореть больше нечему, мы закончили играть в пожарных. Дальше пусть аборигены сами тушат. Ума у них конечно не прибавится, но может горький опыт хоть чему-то научит. Особенно если несколько хижин сгорит дотла.


25. Вид на Индийский океан. Еще вчерашним утром тут было ОЧЕНЬ красиво.


26. Грязный, уставший и невероятно злой.


27. Это фото из усадьбы, сделано по возвращении. Для понимания случившегося. До эпицентра пожара примерно три километра. Основную плантацию огонь практически не задел. Только мои экспериментальные делянки и самый край.


Урок на будущее: противопожарная полоса должна быть шире, не менее 8 метров. Иначе в ветренную погоду огонь ее может перепрыгнуть. Раньше мы делали лишь 5-метровую. Не спасает.

28. Ну и конечно ужесточить правила для аборигенов. Сандра как раз доходчиво объясняет, чем им обернется этот пожар.


29. Виновных мы уже нашли. Будут сидеть (долго и плохо - я похлопочу) и платить. Кстати, на заднем плане видно, где горит еще. Но это уже не наши проблемы.


Сегодня вся деревня с 7 утра в участке у жандармов. А владелец земли, на которой находится угольная яма, ночует там со вчерашнего дня.

Я накатил с устатку рома, граммов триста пятьдесят. И вроде успокоился. Стрелять больше никого не буду. По крайней мере, сегодня))

Всем удачи и здоровья!

UPD. На предварительном слушании арестовали 5 человек. Оглашение приговора 13 декабря. Прокурор запросил по 10 лет для каждого.



30/11/2021
-1 +5 +1

Мадагаскар: интересные термины, которым нет аналогов в русском языке

Akarana – длина или высота свернутой в рулон циновки

Akatamaimbo (буквально: «вонючий рис») – растение, используемое против вшей и других паразитов (Croton maroravina)

Akotry – немолотый (т.е. еще в шелухе) рис

Alakamisy (буквально: "четверг") – название дерева (Crateva excelsa), которое используется в строительстве. По традиции, из леса его можно приносить только по четвергам. Из опилок этого дерева готовят лекарство от коликов и несварения желудка

Amberivatry – кустарник (Cajanus indicus) со съедобными плодами. Листья используют для выкармливания гусениц шелкопряда, а также получают из них зеленый краситель для хлопковой ткани

Ampangoro – душистый рис, сваренный в малом количестве воды

Ampongavilany (буквально: "барабан-кастрюля") – вид барабана. На горшок или кастрюлю натягивают пленку из желчного пузыря коровы, ставят этот барабан себе на голову и бьют по нему пальцами или палочками. Получаются не очень громкие, но звонкие звуки

Anarana fitahiny (буквально: «ложное имя») – посмертное имя, которое давалось на семейном совете усопшему члену семьи после его похорон. Во многих племенах считалось строгим табу называть усопшего его настоящим именем. Более того, все родственники покойного с такими же или сходными по звучанию именами должны были тоже сменить имена

Aniritra (=anirotra) – временная «одноместная» могила для тех, кто по каким-либо причинам не мог быть помещен сразу в фамильный склеп (например, если человек умирал на чужбине)

Anjomara – длинный (до 2м) рожок, слышный порой за 5км, с помощью которого подавали сигнал в случае какого-либо события (всеобщее собрание, пожар, наводнение и пр.)

Anjombona – рожок (муз. инструмент) из рога зебу

Antsetra – металлический грузик для утяжеления копья, улучшающий "баллистику"

Avaotra – лиана (Smilax crussiana) с острыми ядовитыми шипами. Используется для приготовления некоторых лекарств, а также является составной частью амулета “raiboboka

Aviavi, или Mantsimpofona – растение (Celtis discodoxylon) с неприятным запахом. Мазь из этого растения используют для лечения аллергии, а дым от сжигания стеблей отгоняет комаров

Bainga – порция земли, перевернутая или извлеченная лопатой при копании вручную

Bao – палка для переноса грузов на плече

Barakoma – рожок из рога зебу и бамбука, с одним или двумя отверстиями

Diamanga – мадагаскарское "карате": вид спортивной игры, заключающейся в пинании друг друга ногами по определенным правилам. Имеется по крайней мере 5 разновидностей диаманги

Falafa – стержни (т.е. центральные жилки) из листьев пальмы равенала, которые в высушенном виде используют при строительстве жилых домов (для стен)

Famoa или Famoandrano – высокая трава (Panicum jumentorum), которая по народной традиции используется для отпугивания злых духов

Fampinomana – традиционный "суд", на котором виновность подсудимого определялась так: умрет или не умрет он после принятия напитка из ядовитых плодов тангинии (Thanginia venenifera)

Fampitsoahana – снадобье для ослабления действия яда во время «суда» (см. Fampinomana)

Fandroana – малагасийский "Новый Год". Дата назначалась королем за пару недель до начала праздника (обычно 22 ноября). Празднование продолжалось 2-3 дня и включало несколько церемоний: "жертва красного петуха", "жертва зебу", "факельное шествие", "омовение", "обмен подарками" (кусочками говядины) и пр.

Fanevotana – снадобье, которое, как считается, облегчает переноску тяжестей

Fanidy (буквально: «засов» или «замок») – амулет, защищающий от нападения крокодилов и других опасных животных

Fanony (буквально: «спокойствие») – амулет для обеспечения мира м спокойствия в доме

Fanorona – популярная настольная игра, слегка напоминающая шашки. В зависимости от уровня сложности, количество клеток в одном ряду игральной доски может быть разным (2, 4 или 8)

Farara – простенькая свистулька из рисовой соломинки, развлечение для ребятишек. Существует фади (табу), связанное с фарарой: нельзя через нее свистеть, пока полностью не убран рис на поле (иначе его побьет градом)

Fatindra, fatin-dra – "кровная клятва". Делается надрез на животах, после чего стороны съедают по кусочку жареных куриных потрохов, смоченных в крови "кровного брата"

Fibarana – нож на длинной рукоятке. Используется при заготовке тростника и камыша

Halana – мягкая подкладка в виде кольца, для ношения грузов на голове

Hamama – повязка вокруг головы, как при больном зубе

Harina – "соковыжималка" для изготовления сахара из сахарного тростника

Haron-doa-body – расточительный, небережливый человек (буквально: "корзина с дырявым дном)

Hazary – амулет или снадобье для привлечения богатства

Hazomanga – столб или шест для жертвоприношений

Hazotana (буквально: «дерево хамелеона») – кустарник (Phyllanthus casticum), используемый для плетения корзин и как лекарство от ожогов и нарывов (к поврежденным местам прикладывают кашицу из опилок)

Hohoka – обычай умерщвления младенцев, родившихся в "неправильные" дни. Для этого их клали лицом вниз

Indray mahamasa-bary – примерно 30 минут (буквально: "одна готовка риса")

Indray mahamasa-patsa – примерно 15 минут (буквально: "одна готовка креветок")

Indray mitono valala – примерно 2 минуты (буквально: "одна жарка кузнечиков")

Jiafotsy – ламба (одежда) из волокон пальмы рафия

Kabiro – духовой музыкальный инструмент в виде деревянной короткой трубы с широким раструбом

Kahimba – музыкальный инструмент в виде коротких пучков тростника, закрепленных одним концом. Когда по свободным концам этих пучков ударяют обеими ладонями, получается глухой дребезжащий звук

Kanamby – женская набедренная повязка

Katra – простенькая погремушка из кружки, консервной банки или шкуры с ноги быка, с камешками или семенами внутри. Используется при аккомпанировании танцев, а также для понукания быков во время подготовки рисового поля (когда быки месят копытами глину)

Katrafay – дерево (Cedrelopsis grevei) с очень твердой древесиной. Из коры делают лекарственный чай, а также добавляют кору в самогон для улучшения вкуса

Kelivoloina (буквально: "немножко волосатый") – растение (Conyza aegiptica), применяемое в народной медицине для лечения малярии. Также является потогонным средством и "очищает воду"

Kija – дожди, идущие без перерыва. Этим же словом называют какое-либо препятствие в работе, вызвавшее остановку или задержку.

Kila – жареные кузнечики, которых собирают с земли после выжигания травы и используют на корм скоту и домашней птице

Komanga – очень ядовитое дерево: даже от запаха можно отравиться

Korintsana – музыкальный инструмент-погремушка из тыквы

Kositra – добывание огня методом трения: вертикальная палочка вставляется в углубление сухой дощечки и вращается двумя ладонями

Lamako – две половинки нижней челюсти быка либо две деревянные дощечки похожего размера, которыми отбивают ритм при пении и танцах, ударяя друг о друга

Lamokany – невысиженное протухшее яйцо. Считается деликатесом

Laro – кустарник из семейства молочайных, ядовитый сок которого используется для "усыпления" рыбы

Lasary – овощная закуска типа аджики (томаты, лук, перец...)

Lavabary – колодец для хранения риса

Lenta, leta – углубление в земле рядом с колодцем для хранения риса, в которое сдвигается крышка от этого колодца

Lofo – скот, который забивают по случаю смерти члена семьи. Мясом угощают гостей. Нельзя солить мясо и хвалить его вкус; напротив – положено называть его «плохим мясом» (hena ratsy)

Lokanga – мадагаскарская "скрипка". Количество струн варьирует от 4 до 7

Longoza – вид дикого имбиря со съедобными плодами. Листья иногда используют вместо тарелок

Manao hosy voanjo (буквально: «делать “hosy” для арахиса») – заниматься бесполезным, но интересным для себя делом. (“Hosy” – подготовка почвы для посадки риса с помощью скота: животных гоняют по полю, пока они не размесят глину до жидкой однородной массы. Для посадки арахиса этот метод не годится.)

Manilahy – папоротник (Mohria caffrorum), имеющий сильный запах. Отвар из его листьев используют в народной медицине как средство от малярии

Marolongo, или Marorazana (буквально: «много копий» или «много предков») – мелкая змея, которая иногда образует скопления из множества особей. Мальгаши верят, что если убьешь одну из них, то другие все вместе нападут на обидчика

Mihosy – готовить почву для посадки рисовой рассады с помощью крупного рогатого скота. Быков гоняют по рисовому полю до тех пор, пока почва не превратится в однородную жижу

Mivalom-baratra (буквально: «просить прощения у грозы») – т.е. давать пустые обещания. Многие мальгаши очень боятся молний, и во время грозы они поднимают руки вверх, клянясь вести праведную жизнь и не совершать дурных поступков. Но гроза проходит, и все возвращаются к прежней жизни

Mohara – амулет из рога с различными священными предметами внутри.

Mokonazy – плоды дерева ламут. В период урожая (апрель-май) ими лакомится все население острова

Odifiana (буквально: «любовное снадобье») – любовный приворот в виде крема из растертых в порошок лиан, листьев и смолы. Его нужно мазать себе на лоб, ладони и ступни ног

Odilolo (буквально: «снадобье злых духов») – тяжелая еда с самого утра

Raiboboka (буквально: «отец опухоли») – яд, которым воины сакалава смазывали наконечники копий. Также это слово означает амулет из смеси разных ядов, приносящий удачу грабителям, убийцам и единоборцам

Raloba – мадагаскарская трещотка, сплетенная из волокон пальмы рафия, с четырьмя ручками по углам. Внутрь кладутся мелкие семена, которые и издают звук

Ramanjavona (буквально: «делающий облака») – амулет-оберег против дождей. К нему обращаются в сезон сбора риса, когда очень нужна сухая погода для просушки зерна

Rambaramba – волокуша (телега без колес). Использовалась для доставки могильных плит от каменных карьеров до склепов

Ramy – большое дерево (Canarium madagascariensis), из стволов которого делают каноэ, а смолу используют для изготовления благовоний

Rangolahy  (буквально: «длинный парень») – большой плоский могильный камень. Такие камни служат либо «дверями», либо потолочными перекрытиями в семейных склепах

Ranom'ampango или ranovola – "рисовая вода". Коричневый напиток, который получают путем замачивания риса, пригоревшего в процессе варки ко дну кастрюли. Широко используется в качестве "аперитива" во время еды. По вкусу – почти никакой (просто горьковатая вода), но мальгашам нравится

Raty – сухая кора ствола банана

Rebika – танец воинов во всеоружии под бой барабанов

Renivitsika (буквально: «мать муравьев») – мелкая змея, которая иногда прячется от жары внутри муравейников и термитников. Мальгаши твердо убеждены, что муравьи специально затаскивают эту змею к себе домой, когда она еще маленькая, и затем откармливают ее «на мясо»

Rimorimo (буквально: "жужжалка") – музыкальный инструмент в виде бамбуковой пластинки, привязанной на веревочке к концу палки. При вращении пластинки она издает жужжащий звук. Обычен среди танала. У сакалава такой же инструмент называется "tambovo".

Sahafa – плетеный поднос для веяния риса (т.е. для отделения зерен от шелухи)

Sanda – разница, которую доплачивали раньше при обмене разрубленных на части монет на целые монеты. Обычно эта доплата составляла 5-15%. Монеты (французские франки) рубили на части для получения разменной "мелочи"

Sandrana – самый строгий вид фади (табу). Считается, что нарушившего сандрану ждет неизбежная смерть

Sarotro – "плащ" от дождя в виде "домика" из двух циновок, сшитых по краям (сверху и со спины). Обычно используется пастухами

Seva – маленькое дерево (Buddleia madagascariensis), используемое в народной медицине. Листья применяли раньше в качестве мыла при стирке одежды и мытье посуды

Sikina – широкая (от талии до подмышек) набедренная повязка

Sondry – специальная ложечка для обряда "испытания тангином" (см. "Fampinomana")

Taha – деньги или ценные подарки, которые муж давал своей первой жене за ее согласие взять в семью вторую жену

Tanantsotro – маленькая плетеная корзинка для ложек и прочей кухонной утвари; обычно ее вешают рядом с очагом

Tandra – специальный подарок больному ребенку, чтобы тот скорей выздоравливал, либо подарок еще не родившемуся ребенку, чтобы тот родился здоровым

Tandroho – небольшая плетеная корзинка для активного лова рыбы и креветок в мелкой воде. Для обозначения этого действия есть специальный глагол -- "manihika"

Tangem-voay – вид суда среди народности танала. Подозреваемого в преступлении приводили к реке с крокодилами, и он должен был переплыть эту реку туда и обратно. Если ему удавалось это сделать, то он считался невиновным, а на "сторону обвинения" накладывали штраф (обычно 4 быка)

Tangena – дерево (Thanginia venenifera) с ядовитыми горькими плодами, которые в прежние времена часто использовали для «суда» над подозреваемыми в преступлениях людьми (см. Fampinomana)

Tary – большой (примерно 1,5м) вертикальный барабан; шкура натянута лишь с верхнего конца. Обычно он "открывает концерт". Отсюда слово "mitarika" - "вести за собой".

Tatao – рисовая каша с медом, которую во время праздника фандруана ставили себе на голову, произнося при этом молитвы и пожелания

Tolo-kanina (буквально: «подарок-еда») – съедобные «презенты» беременным женщинам. По народному поверью, родившийся ребенок будет похож на того, кто дарит такие угощения

Tompondrano  (буквально: «хозяйка воды») – крупная змея, живущая обычно рядом с водоемами. Существует поверье, что она пожирает людей. Встреча с этой змеей предвещает беду

Tonery – поклажа, которую несут привязанной на конце палки, положенной на плечо

Tonon'andro – судьба или предназначение человека, определяемые тем днем, в который он родился

Tovotsandry – мера длины: расстояние от подмышки до кончика поднятого вверх большого пальца на полностью вытянутой руке

Trano ambo – маленький домик, поднятый на сваях над землей, для хранения риса

Trano manara (буквально: "холодный дом") – домик, который строили над могилами некоторых правителей. Название объясняется отсутствием очага в таком доме

Tsiafakomby (буквально: «скот не может») – колючий кустарник (Caesalpinia sepiaria), используемый для создания «живых изгородей»

Tsikalakalam-bola – маленькое денежное подношение родственникам для укрепления семейных связей и дружбы (буквально: "деньги-подпорки")

Tsileondoza – амулет, предохраняющий от разных бед. Его носят либо на шее, либо на руке или ноге. Обычно его делают из красных бусинок

Tsipetrika, tsikaretika, peripetika, kimbolo и т.д. (в разных районах по-разному) – "ударный инструмент" в виде длинного куска бамбука, по которому бьют барабанными палочками сразу несколько человек

Tsitrabadimantsaka (буквально: "не дождешься жены, ушедшей за водой") – ядовитое колдовское зелье, приводящее к быстрой смерти

Tsobo – испытание кипятком людей, обвиняемых в преступлении. На дно кастрюли с кипящей водой клали кусочек кварца. Если испытуемый смог вытащить камень голой рукой, и кожа при этом не покрывалась волдырями, тогда он считался невиновным

Tsodrano – церемония благословления с помощью воды. Воду обычно набирают в рот и выплевывают на того, кого благословляют (например, отец – на сына, которого благословляет для женитьбы)

Valohelatra (буквально: «восемь молний») – амулет, дающий его хозяину власть над грозой и дождями – как для защиты, так и для расправы с врагами

Varatraza – холодный юго-восточный ветер, дующий в разгар мадагаскарской зимы (в июне-июле)

Vary vaky ambiaty – рис, который сеют в сентябре, когда цветет дерево амбиати, в противоположность "vary aloha", которые сеют в апреле-мае

Vatolahy (дословно: «мужской камень») – вертикальный камень высотой иногда более 3м, который устанавливали в честь какого-либо события или с религиозными целями (защита от злых духов, жертвоприношения и пр.)

Ventinampango, или ampango – рис, приставший ко дну кастрюли во время варки

Voatavoarivolahy (буквально: «тыква тысячи мужчин») – особый сорт тыквы с грушевидными плодами, из которых делают калебасы для хранения напитков либо амулеты, приносящие власть, богатство и победу в сражениях

Voivava – штраф за ложное обвинение. По решению суда сторона обвинения платит этот штраф обвиняемой стороне после оправдательного приговора

Volavola – одна чашка готового риса

Vonosotry – церемония проверки действия тангина (яда) на цыплятах (см. "Fampinomana")

Zehy – мера длины: расстояние между концами большого и среднего пальца руки (примерно 20см)

 

Традиционные способы обозначения времени суток:

00:00 (полночь) – «Выходят ведьмы» (mivoaka mpamosavy)

Примерно между 02:00 и 03:00 – «Возвращаются ведьмы» (mody mpamosavy)

Около 18:00 (перед заходом солнца) – «Возвращается скот» (mody omby)

Составил Сергей Иванов (30.11.2021)



29/11/2021
-1 +6 +1

MadNaturalist. Национальный парк Масуала

Часть 4. Национальный парк Масуала

В поселок Амбудифураха, что на западном побережье полуострова Масуала, я приплыл на пассажирской лодке. Сначала я планировал на катере отправиться из поселка Масуала на юг, в город Мананара, но накануне отплытия познакомился с гидом по имени Циманимба, только что закончившим поход с одним иностранцем вдоль западного побережья полуострова. Циманимба в красках расписал те чудеса природы, которые можно увидеть на территории нацпарка в районе поселка Амбудифураха, и я решил все же посетить этот участок, несмотря на немалую по меркам моего бюджета стоимость (100 тысяч – гид и по 45 тысяч – за два дневных билета в парк, хотя в итоге я заплатил лишь за один билет). Грех было обойти половину полуострова Масуала и не побывать в одноименном парке, где сохранились коренные джунгли Мадагаскара, и где обитает куча эндемичных растений и животных.

Нельзя сказать, что в ходе двух экскурсий продолжительностью по 3-4 часа каждая я очень много чего встретил, но то, что хотел увидеть – увидел. А хотел я увидеть рыжего вари (очень редкий и красивый лемур) и шлемоносную вангу (редкая птица с неординарной внешностью).

Рыжих вари в районе Амбудифурахи оказалось как грязи: постоянно слышались их громкие крики, и сами они то и дело мелькали в кронах деревьев. Шлемоносную вангу я заснял как на гнездах (гид знал два гнезда и показал мне оба), так и «в полный рост» вне гнезд. Джунгли в национальном парке, действительно, роскошные: такие гигантские деревья и такие толстенные лианы я редко встречал в других заповедниках Мадагаскара.

В поселке Амбудифураха я встретил группу из трех словаков, которая добралась туда по схожему со мной маршруту.  Один из них, с незатейливым именем Владимир, оказался президентом «Общества Мориса Беневского». Морис Беневский – выдающийся предприниматель и авантюрист 18 века, который прославился тем, что после побега из русского плена на «угнанном» паруснике он со своей командой приплыл с Камчатки на Мадагаскар и пытался создать здесь процветающую колонию под протекторатом Франции. В ходе этого процесса он всеми правдами и неправдами завоевал доверие местных племен и стал чуть ли не королем северо-восточных областей Мадагаскара. Однако у этой истории плохой конец: в конце концов Беневский рассорился с французами, и они его «грохнули» в ходе карательной экспедиции. В свое время данная личность была очень популярной, о Морисе Беневском написано много книг и снято много фильмов. На Мадагаскаре его именем названо несколько улиц и площадей. Так вот, словаки прибыли на полуостров Масуала вовсе не случайно. Дело в том что Морис родился на территории нынешней Словакии, а последнее в его жизни сражение случилось именно здесь, на полуострове, в районе того самого поселка Амбудирафия, откуда я начал свой поход. Словаки под руководством Владимира навестили Амбудирафию спустя пару дней после того, как я ее покинул, и установили на стене местного «кинотеатра» (то бишь деревянного сарая с телевизором внутри) памятную табличку на трех языках с информацией о Морисе Беневском. Сам Владимир приехал на Мадагаскар уже в девятый раз. В предыдущие поездки он предпринимал попытки обнаружить могилу Беневского, но не вышло: удалось лишь обнаружить три старинных пули с помощью миноискателя.

Земляки Мориса Беневского:

Цветущая ваниль:

Распродажа свежего улова в поселке Масуала. Красного морского окуня (того, что ближе на фотографии), я купил за 15 тысяч ариари на пару с гидом Циманимбой и сделал из него севиче:

Улов состоял в основном из каранксов и морских окуней:

Закат в поселке Масуала:

Эта крохотная гусеница пяденицы привлекла мое внимание своей очень странной формой. Я сначала подумал, что это замечательный образец маскировки под веточку растения, и лишь потом, разглядывая снимки на большом экране, вдруг обнаружил, что маскировка тут не при чем. Выросты на теле гусеницы – не что иное, как коконы паразитов вроде наездников. Паразиты уже завершили свой цикл развития, о чем свидетельствуют откинутые «крышки люков». Интересно, что на этой стадии заражения гусеницы других видов бабочек, как правило, уже давно мертвы, а эта была вполне живая и еще весьма активно ползала. Сумеет ли она превратиться в бабочку? Теперь это останется загадкой:

Гигантская «мокрица»:

Жук-носорог:

Колючий паучок:

Еще одна симпатичная гусеница: 

Полосатый тенрек – Lowland Streaked Tenrec (Hemicentetes semispinosus):

Шлемоносная ванга – Helmet Vanga (Euryceros prevostii):

Геккон из рода фельзума в нацпарке Масуала. Если приглядеться к снимку, то видно, что этот геккон страдает от множества присосавшихся к нему ярко-красных клещей:

Мадагаскарский луневый ястреб – Madagascar Harrier-Hawk (Polyboroides radiatus):

Рыжий вари – Red Ruffed Lemur (Varecia rubra):

Крючкоклювая ванга – Hook-billed Vanga (Vanga curvirostris):

Белоголовая ванга:

Мадагаскарская тиркушка с птенцом – Madagascar Pratincole (Glareola ocularis):

Лягушка из нацпарка Масуала, которую я определил как Plethodontohyla guentheri:

Незнакомые плоды:

Вечер на западном побережье полуострова Масуала:

Сергей Иванов (29.11.2021)

Часть 1. Амбуситра и окрестности
Часть 2 (1). Марумукутра, поход к главной вершине Мадагаскара (начало)
Часть 2 (2). Марумукутра, поход к главной вершине Мадагаскара (окончание)
Часть 3. Вокруг полуострова Масуала, пешком и на лодке



21/11/2021
-1 +23 +1

MadNaturalist. Вокруг полуострова Масуала

Часть 3. Вокруг полуострова Масуала, пешком и на лодке

После Марумукутры поход вокруг полуострова Масуала был детской прогулкой. Не требовалось преодолевать джунгли и крутые перевалы, не нужно было тащить с собой запас еды и посуду для ее приготовления. Побережье полуострова населено довольно густо, и через каждые 1-2 км попадаются поселки, где можно купить продукты и напитки. Время от времени встречаются рыбаки со свежим уловом, и у них можно недорого купить рыбу, чтобы приготовить ее самому.

Чтобы не тащить весь свой многочисленный скарб по жаре, я в самом начале похода нанял в деревне Амбудирафия портера всего за 10 тысяч ариари в день (чуть более 3 долларов). Так как портер боялся ночевать под открытым небом (у него были сложные отношения с хамелеонами, змеями и другой живностью), то он останавливался на ночлег у знакомых или родственников в поселках, а я выбирал неподалеку от поселка подходящий участок на пляже и ставил там палатку. В одном месте, которое мне особенно приглянулось, я переночевал дважды. Путь от Амбудирафии до поселка Масуала, расположенного на самом юге одноименного полуострова, занял у нас с портером 6 суток, хотя при желании вполне можно было пройти его за 4 дня.

Сперва я хотел обогнуть пешком весь полуостров Масуала, от поселка Амбудирафия на северо-востоке до города Маруанцетра на северо-западе, но по ходу дела решил, что хватит и одного восточного побережья. Как я уже упоминал, у меня не было намерения устанавливать спортивные рекорды, я просто топал в свое удовольствие.

Крайняя восточная точка Мадагаскара – Кап Эст, или Восточный Мыс, недалеко от поселка Амбудирафия. Островок напротив мыса обозначен на некоторых картах как остров Мориса Беневского (о Беневском я расскажу в своем следующем отчете):

«Градообразующее предприятие» в поселке Амбудирафия – фабрика по добыче морских водорослей, принадлежащая этническому китайцу. Водоросли сушат и экспортируют в Европу и Юго-Восточную Азию, где из них, насколько я понял, делают агар-агар. Самая тяжелая работа, как принято на Мадагаскаре, достается женщинам. Они тягают тяжеленные корзины с мокрыми водорослями, а крепкие парни встречают на берегу, взвешивают и ведут учет «трудодней»:

Девушка и «макуба». Макуба – мальгашское название большого ската. На фото – мелкий экземпляр ската, а на рынках я видел куски макубы, по которым было ясно, что этот этот скат может весить килограммов 30-50, если не больше:

В поселках, расположенных вдоль побережья полуострова Масуала, нет рынков, где можно купить свежую рыбу, хотя каждый второй является рыбаком. Улов либо сразу продают соседям, либо круто солят для длительного хранения. Если нужна свежая рыба – нужно ждать на берегу возвращающихся с моря рыбаков и покупать у них. Иногда удается сторговаться очень выгодно и за сумму 2-3 доллара купить пару больших рыбин. На фотографиях – образцы «продукции», которую я покупал сам во время похода и готовил ее в разных видах: жарил, варил уху и делал севиче:

Побег одного из видов мангровых деревьев. С помощью таких «торпед» мангры расселяются по свету:

В одной деревне я увидел интересную птичку, добытую в лесу с помощью духовой трубки «ампали». Это был мадагаскарский синий голубь – Madagascar Blue Pigeon (Alectroenas madagascariensis). Рядом с голубем виден «дротик» из велосипедной спицы, который вставляется в духовую трубку:

Местные ребятишки еще не привыкли к виду белых чужестранцев:

Дары моря:

Вечерний обход:

Как раз во время моего похода к берегам полуострова подошли плотные косяки мелкой сардины, и сети рыбаков были полны этой рыбешкой. Часть улова даже иногда выбрасывалась. Я однажды этим воспользовался и забодяжил сардины пряного посола в половинке пластиковой бутылки:

Этот рыбак уходит домой с более солидной добычей:

Похоже на пучок ананасов. На самом деле – один из многочисленных мадагаскарских видов пандануса:

Завтрак туриста. Этих трех лобстеров я сторговал у рыбака за 10 тысяч ариари (3 доллара), не отходя от своей палатки:

К ним еще прилагалась килограммовая рыбка:

Почти одновременно с манго начинают поспевать плоды личи:

Сборщицы плодов личи. За полдоллара купил у них килограмма четыре и так обожрался, что несколько дней не мог смотреть на эти фрукты:

Крестьянка:

Когда-то здесь был мост, а теперь приходится переправляться на каноэ:

Переправа:

Недалеко от моей палатки из песка торчал высокий шест. Потом я узнал от местных жителей, что к таким шестам привязывают сети. Только не для рыбы, а для ловли летучих мышей, которых тоже используют в пищу:

Однажды мимо палатки проползла полосатая змейка:

На пляжах Мадагаскара встречаются кулики, прилетающие на зимовку из северного полушария. Такие как тулес – Grey Plover (Pluvialis squatarola)

Белолобый зуек – White-fronted Plover (Charadrius marginatus)

На пути от Амбудирафии до южной оконечности полуострова Масуала приходится пересекать семь рек. Две переправы оборудованы канатными паромами (как на этом снимке), а на остальных путников перевозят в долбленых каноэ:

Обычная картина в деревнях на побережье – сушка бутонов гвоздичного дерева. На переднем плане – цветоножки тех самых бутонов. Они тоже идут в дело, но ценятся гораздо ниже:

А так выглядят не высушенные цветы гвоздичного дерева:

Один из нескольких пантерных хамелеонов, встреченных по пути:

Кладбище морских черепах возле поселка Винаниво:

Инструмент для выскабливания мякоти кокосового ореха:

Завтрак в деревенской закусочной:

Хозяйка этого заведения:

От южного края полуострова Масуала я продолжил путь на лодке, обогнув полуостров с запада, с остановкой в национальном парке Масуала. Следующий мой рассказ будет об этом парке.

Сергей Иванов (21.11.2021)

Продолжение следует..

Часть 1. Амбуситра и окрестности
Часть 2 (1). Марумукутра, поход к главной вершине Мадагаскара (начало)
Часть 2 (2). Марумукутра, поход к главной вершине Мадагаскара (окончание)
Часть 4. Национальный парк Масуала



14/11/2021
-1 +18 +1

Разные подходы к закладке плантации (фермы)



Чуть более года назад мы ездили смотреть участок неподалеку от нас. Его хотели купить и купили друзья жены. Я тогда сделал несколько фото, которые можно посмотреть ТУТ.

Посмотрим, как изменилась земля с тех пор. И, главное, смогли ли они сделать её плантацией.

Первым делом ребята построили огромный дом. Там у них живут и сторожа, и они сами.


2. Пол бетонный, каркас из бруса, стены бамбуковые, крыша из листьев пальмы.


3. Кухня. Чуть правее, колодец.


4. Левее дома, по направлению к озеру, они начали делать пруд для рыбы.


5. Вот так это место выглядело перед покупкой.


6. Теперь не узнать.


7. Но для успеха копать еще очень много. Примерно метра полтора надо снять, чтобы рыба не сварилась под нашим африканским солнцем.


8. Но главное, на чем они сосредоточили свои усилия - это пляж.


9. Полностью его расчистили и установили там столы, навесы и лежанки.


10. Дети заценили!


11. Вода примерно 25-28 градусов. Хоть целый день из нее не вылазь. И удивительно чистая.


12. Напомню как было:


13. А вот так стало:


14. В этот момент из дома прибежали сторожа, с криками: "Спасите! Помогите!" Оказывается Бася (козел) решил полакомиться местными курями.


15. В итоге схомячил три штуки(( Пришлось его срочно закрыть в машине и самим тоже выдвигаться домой.


16. Конечно, кроме дома, пруда и пляжа, есть еще и посадки. Ребята посадили пару сотен кустов корицы. Иначе это была бы не плантация, а дача в чистом виде.


17. Я для разнообразия решил прокатиться на хозяйском "Транспортере". Люблю эту машину.


18. На обратной дороге мы подцепили оставленный на развилке прицеп и заехали в деревню. Забрать скорлупу от орехов и купить продуктов.


19. Скорлупу нам отдают бесплатно, что вообще на Мадагаскаре невозможно, ибо это одно из лучших удобрений для ванили.


20. Но так было не сразу. Вначале они нам ее пытались продавать. Естественно, что мы отказывались брать за деньги. С другой стороны, администрация деревни обязует продавщиц держать территорию автовокзала (а это именно он) в чистоте.


21. Поэтому у них появился выбор: укладывать скорлупу в розданные нами мешки и ждать пока мы ее заберем, либо тащить все самим на помойку. Откуда потом МЫ ЖЕ эти кокосы и заберем)) И все равно бесплатно. В итоге разум жадность победил!!!


22. Саня кокосы тоже любит. И всегда пользуется моментом, чтобы накатить кокосовой водички.


23. А Ванюша куда-то сгонял и притаранил ЦЕЛУЮ охапку первых в этом году личи. ОБЪЕДЕНИЕ!!!


Всем удачи и здоровья!



Новые Топ Горячее Тэги
Фальсификаторы. Корица или кассия?
Galina Lim, продается в магазине "Гаджетшеф" у Василия Емельяненко и в магазине Пряная жизнь у Саши Шипилевского.
Фальсификаторы. Корица или кассия?
Подскажите, пожалуйста, где можно купить корицу (настоящую) Вашего производства в Москве? На Вайлдбери сейчас продается только ваниль...
MadNaturalist. Вокруг полуострова Масуала
Очень интересно! Такие записки путешественника, "застрявшего на Мадаскаре", прекрасно дополняют канал Ильи. Первые две части я прочитала быстренько, не особенно вникая в детали. Всё еще стоял перед глазами образ странного и дикого дяди Серёжи, с удовольствием поедающего змей со сковородки...))) Но постепенно взгляд на окружающую природу человека, слившегося с этой природой, и талантливо передающего то, что он видит и ощущает, покорило. Жду продолжения!
MadNaturalist. Вокруг полуострова Масуала
Интересно...Разнообразная планета...👍
Разные подходы к закладке плантации (фермы)
Знаю точно, что 2 человека прилетели.
Разные подходы к закладке плантации (фермы)
Что-то порядка 10 Га. Цену сейчас уже не помню.  
Разные подходы к закладке плантации (фермы)
Огорчила новость про пожар. Но вы с Сандрой - наши герои. И Ванечка с Санечкой. Ну чем помочь? Молюсь за вас всех. И за собак, конечно.

Scroll to Top